Рекреационная география – область науки, основной деятельностью которой является изучение взаимодействия туризма с природной средой и социумом на отдельно взятых территориях. Какие задачи решает данная дисциплина, когда сформировалась и какие методы использует в своей деятельности?
Определение
Эта отрасль науки находится на границе двух дисциплин: обычной, природной и экономической географии. В РФ (на тот момент, в Советском Союзе), как отдельная единица, появилась в 1960 г.
Смысловое значение «рекреация» — отдых, процесс восстановления сил организма в заранее отведенных для этого местах.
Соответственно, рекреационная география изучает существующие и находит новые способы эффективного менеджмента на некоторой территории с четко обозначенными границами, основная цель которого – максимальное удовлетворение потребности граждан в таком отдыхе.
Что изучает отрасль, основные понятия
Наука оперирует тремя основными понятиями – объекты (природные ресурсы, строительные комплексы, предназначенные для отдыха), организационная деятельность, субъекты (туристы, персонал, занимающийся обслуживанием).
Основным предметом данной дисциплины являются ее концепции и особенности размещения рекреационных объектов в мире.
Наука изучает общие для всего мира и присущие только определенной местности вопросы.
Исследовательские методы
Факт того, что рекреационная география является наукой, подтверждает наличие собственных исследовательских алгоритмов, вписанных в определенные методики, среди которых, основными являются:
- системный анализ;
- компонентный метод – выявление и дальнейшее изучение связей и систем, имеющих отношение к данной области науки;
- функциональный – изучение взаимовлияния и взаимодействия рекреационных комплексов, находящихся на разных территориях;
Кроме вышеперечисленных, существует: исторический, картографический, метод, основанный на математических моделях.
Активно используется социологический метод, предполагающий активную работу с населением, посредством проведения различных интервью, опросов и т. д.
Цели и задачи
С рекреационной дисциплиной знакомятся в школе в 9-х классах. В тот же период, школьники узнают, о ее главных задачах и, в целом, о специфике отрасли, которая, во многом, зависит от естественных условий внешней среды, уровня жизни по стране и даже власти.
Крайне важной задачей, является организация рекреационной деятельности, в режиме, соответствующем допустимому уровню природопользования.
История развития
Рекреационная география, как вполне самостоятельная область науки появилась еще в Советском Союзе и до его развала прошла несколько важных этапов становления. Первые важные наработки в этой области появились в 70-х годах. Их авторами стали несколько ученых-академиков: Твердохлебов, Мироненко и вместе с ними, Минц. На первом этапе проводился сбор значимой информации для последующего анализа, целью которого являлась оценка рекреационного потенциала отдельных республик и Союза, в целом.
На следующем этапе, деятельность в данной сфере, стала рассматриваться как обычный труд. Начиная с 1995 года, у отрасли появились междисциплинарные связи. С 1997 года и до настоящего момента, данное направление в географии, обретает все большее значение в мировой экономической среде.
Итог
Развитие рекреационной географии, во многом, обусловлено спросом людей на достойный отдых. Быть здоровым и вести правильный образ жизни, модно. Большинство граждан готовы тратить значительные суммы денег на первоклассный отдых с качественным обслуживанием и хорошим сервисом. На этой волне, строятся рекреационные объекты.
Науке есть куда двигаться.