Люди, желающие максимально подробно изучить школы, которые стали основоположниками менеджмента, должны начинать знакомство с каждой из них по отдельности. Чтобы не тратить время на поиски информации в интернете, эксперты и аналитики предоставили готовые материалы для рассмотрения. Чтобы изучение фактов имело смысл и стало более простым, изначально необходимо рассмотреть время, когда зарождалась наука, после чего переходить к знакомству с существующими школами менеджмента.
Истоки направления
Теория менеджмента стала активно развиваться и продвигаться достаточно давно, все грандиозные достижения присваиваются Фредерику Тейлору, который жил с 1856 по 1915 год. Этот талантливый мужчина с помощью группы других исследователей направил взор на пристальное изучение способов, а также средств, которые выведут руководство персоналом на новый уровень. Десятки лет назад про школы менеджмента люди даже не думали, в них буквально не нуждалось общество, но со временем вопрос стал остро. На примере рабочих из фабрики в Шотландии, под руководством Роберта Оушена, все бизнесмены того времени поняли, что если создать правильные условия труда, персонал станет трудиться лучше. Прибыль компании начала заметно расти, что привлекло внимание многих инвесторов, экспертов и других исследователей, к менеджменту стали относиться намного серьезней.
Школа имени Тейлора
Родоначальник направления по имени Фредерик успешно доказал один неопровержимый факт, что трудовую деятельность людей на заводах и предприятиях нужно изучать, как это принято делать с другими науками. Среди подходов к делу, которые использовал Тейлор, стоит отметить:
- Мотивацию.
- Оплата по факту выполненной работы.
- Планирование перерывов на отдых.
- Нормирование графика.
Все пункты, которые нужно было пересмотреть, впоследствии стали отличным толчком для рабочих, они обрели веру в будущее, получили мотивацию. В руководящий состав могли попасть только сотрудники, которые имели специальность, должное образование. Что, несомненно, повлияло на желание необразованных рабочих записываться в вечерние школы, совершенствоваться и набираться опыта непосредственно на предприятии.
Школа научного управления
Изучением нормативов занялись Лилиан и Фрэнк Гилберты, поскольку пара считала, что от этого фактора также будет зависеть увеличение производительности. Изначально исследования нужно было провести в обычной среде, для чего потребовалось задействовать видеокамеру, а также микрохронометр самодельного образца. Во время работы Гилбертам удалось убрать лишние движения, тем самым выявив настоящие нормы плана, которые способна выполнить группа людей. Но нельзя было забывать про человеческий фактор, поэтому Фрэнк разделил персонал на 3 ступени, беря во внимание такие особенности:
- Здоровье, образ жизни, телосложение и образование.
- Условия труда, материалы и доступные инструменты.
- Результативность, быстрота принятия решения, выполнение действий на автомате.
В конце проведения подсчетов стало ясно, что даже самые медлительные сотрудники из группы могут запросто отточить навыки, а также стать быстрее. Для этого нужно лишь найти подходящую для них зону на производстве с повторяющимися, однотонными манипуляциями.
Классическая школа менеджмента
Все ученые и аналитики прекрасно понимали, что им нужно найти подход не к каждому предприятию, а что-то общее, подходящее всем отраслям сразу. На это потребовалось больше времени, чем предполагалось в начале пути к успеху. Административная школа менеджмента смогла дополнить научную отрасль, хотя развивались они абсолютно в разных направлениях. Одни эксперты взяли за основу универсальные принципы, с помощью них они пытались добиться увеличения эффективности рабочих. Но только благодаря научному подходу к делу, профессионалам удалось найти и использовать закономерности, а также характеристики, свойственные всем отраслям в целом.
14 принципов
По ходу исследований, проведенных талантливым человеком, которого все знают как Файоль, удалось выделить все 14 принципов, помогающих существенно увеличить прибыль производств. Список выглядит так:
- Использовать разделение трудовой деятельности.
- Полномочия и ответственность должны сочетаться.
- Уделить внимание дисциплине.
- Знать общую цель.
- Не отступать от направления производства.
- Придерживаться мнения коллектива.
- Периодические награды лучшим сотрудникам.
- Централизованное управление процессами.
- Взаимодействие отделов.
- Соблюдение порядка.
- Справедливость в принятии решения.
- Стабильный заработок.
- Инициативу потребуется поощрять.
- Соблюдать корпоративный дух.
Если обобщить все процессы, за которыми придется следить ответственным личностям, то можно сразу заметить функции: планирование, организацию, мотивацию, а также контроль.
Школа отношений
Человеческий фактор в школе менеджмента также должен был учитываться, но про него на какое-то время попросту забыли. И только после основания неоклассической школы, которая делала упор на человеческие отношения, все моменты, мешающие слаженной работе сотрудников, постепенно получилось устранить. Одной из хороших мыслей оказалось мнение мисс Фоллет, которая сказала, что управляющий состав предприятия должен не только руководить персоналом правильно, но и стать для них настоящим лидером. Только тогда дух коллектива действительно начнет приносить плоды, доходы вырастут, а усердие рабочих усилится.