Фраза – «Труд облагораживает человека», в Советском Союзе имела огромный вес и популярность. Её воспринимали как руководство к действию и повторяли как заклинание. Она звучала отовсюду: с экранов телевизоров, радио, с трибун всевозможных собраний и съездов членов, правящей на тот момент, Компартии. Автором выражения является литературный критик Виссарион Белинский, чьи работы в Советском Союзе были в большом почете. Их изучали со школьной скамьи. Отчего же, взгляды Белинского на социальное устройство общества, пришлись настолько по душе советским идеологам?
Литератор и соцреализм
Мировоззренческие взгляды Белинского на исторический процесс, и на устройство государства, во многом переплетались с идеями социализма и коммунизма. В кругу знакомых литератор слыл абсолютным атеистом и придерживался самых смелых, передовых философских идей.
Белинский по праву считается родоначальником литературной критики. С его легкой руки появились новые способы понимания поэтических и прозаических произведений. Именно Белинский задал направление литературного творчества, как инструмента идеологического влияния на мировоззрение и мышление народных масс. Идея Белинского о том, что труд преображает и облагораживает человека, настолько понравилась политтехнологам периода Советского Союза, что ее заложили в основание идеологии целого государства.
Труд в Советском Союзе
Трудящийся человек в Советском Союзе был настоящим фетишем. Телевидение и радио использовались в качестве инструмента для массированной пропаганды. В ежедневной программе «Время» новости об этапах ударных строек, транслировались как военные сводки.
Удивительно, как вокруг одной фразы удалось построить такой удачный идеологический инструмент.
Отношение к безделью
В Советском Союзе, в обиходе часто можно было услышать слово «тунеядец» – человек, который нигде не работал, без веских на то причин. Систематическое тунеядство преследовалось властями. На бездельничающего человека могло быть наложено административное взыскание и даже заведено уголовное дело.
С легкой руки правящей власти, в Советском Союзе создавались специальные группы из гражданских лиц, которые назывались «отрядами народных дружин». Граждане, входящие в эти, так называемые «дружины», наделялись определенными полномочиями. Дружинники часто получали задания выявлять прохлаждающихся в рабочее время в кинотеатрах, скверах, кафетериях тунеядцев, и передавать данные о них в соответствующие органы, для привлечения к ответственности.
Подобное отношение к тунеядствующим гражданам со стороны государства, говорит о создании и поддержании в СССР целого культа труда. Со временем, стереотип «ударно трудящегося на благо родины гражданина» настолько глубоко проник в психику населения, что отсутствие работы стало восприниматься как нечто постыдное, а неработающий человек казался ущербным.
Интенсивность пропаганды зашкаливала. Ударники комсомольских строек и победители различных соц. соревнований счастливо улыбались народу с плакатов на улицах и экранов телевизоров в квартирах. Восприятие труда в обществе, построенном в соответствии с социалистическими идеалами, облагораживало и возвышало человека в глазах окружающих его людей и его собственных, но так ли это было на самом деле?
О труде с разных точек зрения
Многие факты говорят о том, что у трудовых рекордов была обратная сторона: уравниловка, подорванное, непомерно тяжелыми нагрузками, здоровье, неоправданно заниженная стоимость труда. У Максима Горького есть замечательное высказывание по этому поводу. Он говорит, что жизнь ощущается счастливый и хорошей только когда труд, в удовольствие. Как только он становится необходимостью, человек автоматически превращается в раба.
Разве, рабский труд облагораживает человека?
Труд, который осуществляется через усилия и нежелание, есть нечто противоестественное самой человеческой природе. Отсюда депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, другие проблемы со здоровьем, спровоцированные, нелюбимой работой.
Труд, как инструмент развития
Любимое дело сложно назвать трудом.
Фраза Белинского о том, что труд облагораживает людей, обретёт смысл только когда система позволит людям искать и находить себя. Занимаясь интересным делом, погружаясь в него с головой, человек всегда будет стремиться узнать больше, приобрести новые навыки.
В этом состоянии, естественным образом, развивается интеллект. Человек растет. Получается, что труд побуждает мыслящего индивида к саморазвитию.
Принимал ли это во внимание Белинский, озвучивая свою фразу, неизвестно, но хотелось бы верить, что под словом «труд» он подразумевал интересное и любимое занятие, от которого человек получает не только удовольствие, но и материальные блага.
Труд или занятие по душе?
Как быть и что делать – вечные вопросы, не дающие спать по ночам мыслящим людям. Если, говорить о труде, то в свете вышесказанного, становится очевидным – следует заниматься только тем, что нравится. Человек, нашедший сам себя в профессии, каждое утро будет просыпаться с удовольствием, и торопиться приступить к увлекающей его работе. В процессе, естественным образом он будет развиваться.
Проблема тунеядства и вредных привычек, таких как пьянство и наркомания, даже не возникнет, а наградой за увлечённую трудовую деятельность, станет хорошее здоровье и материальный достаток. Человек, находящийся в гармонии с самим собой, максимально эффективен в любой сфере.
Главная задача государства и семьи – обеспечить детей выбором профессии по душе. Именно в этом и есть смысл жизни – создать государство счастливых людей, которые будут свободным трудом познавать мир, преображать его и преображаться сами.
Согласен с писателем Максимом Горьким, о том, что если человек трудится без удовольствия, то он превращается в раба. Ощущал это на себе, когда вынужденно ходил на работу, чтобы просто не умереть с голоду.
По сути каждый человек, который эксплуатируется другим человеком или государством, является рабом. Ведь слово «рабочий» происходит от слова «раб». И с этим трудно не согласиться.