Русский космизм

Основоположником философского направления “Русский космизм” является Николай Фёдоров. Его представление о будущем человечества неразрывно связано с идеей вечной жизни, которую поддерживают мировые религиозные течения.

В своих трудах по философии “общего дела” – философии планетарного масштаба, Фёдоров развивал идею бессмертия человека, которое должно быть достигнуто в будущем, благодаря развитию новых качеств каждого члена общества на фоне научно-технического прогресса.  

Как полагал мыслитель, в перспективе человеческое сообщество должно освоить космическое пространство, поскольку Земля физически не сможет вместить возросшее население. Однако это станет возможным при условии установления братских отношений между всеми членами социума и после воскрешения предыдущих поколений посредством “регуляции природы”.

Иначе говоря, эволюционируя человек должен достигнуть способности управлять стихиями Земли и космоса, и “вся деятельность его должна выражать благую заботу об обществе”.

Фёдоров напрочь отметал необходимость создания оружия, как “пустой и вредной траты бесценных ресурсов”.

Последователи Н. Ф. Фёдорова в направлениях русского космизма

Смелые гипотезы, высказанные во второй половине XIX века, не нашли поддержки в научном мире и были признаны утопией. Но религиозно-мистическая направленность идей Николая Фёдорова не отпугнула молодых учёных и мыслителей того времени. Более того, она стала отправной точкой для развития новых наук, плодами которых мы пользуемся сегодня. Конец XIX-го и начало ХХ века ознаменованы работами всемирно признанных философов и представителей научного мира, а их труды дали начало новым течениям в практических изысканиях. 

Довольно жёсткие рамки религиозно-философского направления космизма Фёдорова не могли остановить исканий Николая Рериха, который не был согласен с главенствующей ролью технократического развития человечества и видел будущее в постижении скрытых духовных возможностей. Так получило развитие мистическое течение.

Одним из предшественников Рериха являлся драматург А. В. Сухово-Кобылин. Труд “Учение Всемир”, над которым автор работал двадцать лет, определяет три уровня развития: от человека земного до ипостаси бесконечного духовного Всемира.

направления русского космизма

Влияние разума на неживую природу стало предметом глубочайших исследований В. И. Вернадского и В. С. Соловьёва. Учение о био- и ноосфере легли в основу ноосферного течения русского космизма. Понимая важность текущего момента в цепи эволюционных событий, Вернадский поднимал вопрос ответственности человечества за состояние и сохранность окружающего мира.

идеи русского космизма

В ХХ веке вклад представителей научного течения в теоретическую и прикладную физику стал настоящим прорывом в развитии инженерно-технической мысли.

Отец космонавтики Константин Эдуардович Циолковский на заре своей юности воспринял идеи Н. Ф. Фёдорова об освоении космического пространства как собственную миссию. Его научное обоснование преодоления земного тяготения легло в основу теоретической космонавтики.

Если научные направления, заданные Циолковским, признаны и подхвачены последователями, то исследования А. Л. Чижевского при жизни учёного были объявлены шарлатанством. Общество не было готово к принятию фактов влияния небесных тел не только на физическое состояние и психику человека, но и на течение глобальных социальных явлений. Его труд “Физический фактор исторического процесса” по сей день вызывает интерес специалистов. Талантливый историк и биофизик большую часть своей жизни посвятил изучению гелиобиологии – влиянию солнечной активности на биосферу.

Не были поняты и идеи  Валериана Муравьёва, который рассматривал использование времени как физического ресурса.

Совершенно естественно, что развитие русского космизма нашло отражение в художественно-литературном течении первой трети ХХ века. Незабываемые романы и повести Александра Беляева напоминали читателю о незыблемости морально-этических норм на всех этапах освоения научных высот. Поэты Валерий Брюсов, Велимир Хлебников, Александр Блок, Андрей Белый адресовали свои произведения не просто человеку будущего, а всему миру.

Чуть позже Николай Заболоцкий напишет:

“Недаром, совершенствуясь от века, разумная природа в свой черёд

Сама себя руками человека из векового праха создаёт”.

Художественные полотна абстракционистов начала XX века, написанные под влиянием космизма, буквально заставляют зрителя созерцать будущее. Достаточно вспомнить работы Николая Рериха, Павла Филонова, Василия Кандинского.

Хотелось бы обратить внимание на то, что подавляющее большинство последователей Н. Ф. Фёдорова – яркие представители российской интеллигенции, закончившие не только философский, но и физико-математический факультеты, наделённые писательским даром и талантом живописца. Многие из них хорошо знали друг друга. В кругах Фёдоровцев царили поддержка и взаимопонимание.

Русский космизм во второй половине XX века

В тридцатые годы прошлого века интерес к учению Фёдорова постепенно угас из-за многократных попыток связать его с марксизмом. В это же время политическая обстановка внутри страны и полувековые тяжелейшие испытания не способствовали развитию “проектной философии”.

Лишь после покорения околоземного пространства в конце 60-х годов началось стремительное возрождение космизма, получившего на тот момент первые подтверждения гипотез Вернадского, Циолковского, Чижевского. Именно в этот период и появилось определение “русский космизм”.

Перспективы далёких межзвёздных странствий, подчинения природной стихии и развития возможностей человека будоражили умы, давали почву новым исследованиям. Воодушевлённое свободой и успехами поколение шестидесятников сделало новый технологический рывок на пути к светлому будущему. Молодые студенты, инженеры, учёные зачитывались романами Ивана Ефремова, Аркадия и Бориса Стругацких.

Заключение

По мнению большинства современных философов, определение космизма тесно связано с перспективами реализации фантастических проектов, главной идеей которых является достижение всеобщего равенства и благополучия.

Сегодня фёдоровский русский космизм стал элементом практической философии, ставящей перед человечеством реальные задачи развития. 

2 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments