«Феноменология духа» (нем. Phänomenologie des Geistes) — первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма.
Метод, использованный Гегелем в «Феноменологии духа», оказал значительное влияние на современников, включая противников, течения старо- и младогегельянцев, Фейербаха, Маркса, Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и многих других. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» назвал это произведение «истинным истоком и тайной гегелевской философии».
Попробуем разобраться, что такое кон, что значит жить по кону и как достичь гармонии с самим собой и окружающим миром.
Часто в нашей жизни мы сталкиваемся
со словом «закон», под которым подразумеваются установленные государством, обществом
или религией правила, которые необходимо неукоснительно соблюдать.
Однако немногие знают, что историческим корнем слова «закон» является
понятие «кон». Кон – это нечто изначальное, основная истина, в согласии с
которой следует жить. А закон, в свою очередь, это производное от кона, то есть
уже конкретные рекомендации для гармоничной жизни. В основе любого закона лежит
кон, который как бы является его фундаментом.
Попробуем разобраться, что такое кон, что значит жить по кону и
как достичь гармонии с самим собой и окружающим миром. В глубокой по своей
философии ведической культуре существует 16 конов души, то есть 16 базовых истин,
в соответствии с которыми душа может гармонично существовать, воплотившись в мире
материи.
приобретенное знание истины,вследствии опыта
Здравомы́слие, здра́вый смы́сл (лат. — общее ощущение) — совокупность форм мышления, навыков и взглядов на окружающий мир, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, которые разделяет статистическое большинство и которые можно разумно ожидать от почти всех людей без необходимости дополнительного обсуждения. За здравомыслие отвечают такие внутренние механизмы как рассудок, расчёт или практический ум.
В социальной психологии термином «здравый смысл» обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры. Также под здравомыслием понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте. В этом значении термин зачастую акцентирует внимание на способности человеческого разума противостоять предрассудкам, заблуждениям или мистификациям.
Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».
Не стремитесь к абсолютному совершенству.
Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.
Доверяйте своей интуиции.
Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.
Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.
Молодой англичанке из Лидса Стали крысы огромные сниться. Леди мыслила здраво И купила отравы: Спит спокойно. А крысам не спится.
Тем не менее, одного только здравого смысла человеку недостаточно для того, чтобы подняться до уровня научного и философского понимания окружающей его действительности. Но при этом, здравомыслие позволяет людям достаточно адекватно и практично воспринимать реальность, сбрасывать различные пропагандистские штампы и противостоять всевозможным надуманным идеологическим схемам. А таковых в нашей жизни, к сожалению, немало. Поэтому без здравого смысла очень легко запутаться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Благодаря здравомыслию мы можем вполне удовлетворительно разобраться во множестве жизненных ситуаций, не обладая целостными знаниями о действительности и таким образом избежать очевидных и совершенно ненужных нам ошибок. Давайте посмотрим, что еще может нам дать здравый смысл, как он в нас проявляется и как его в себе развить.
Проявление здравомыслия
Первым делом стоит сказать, что здравомыслие проявляется по-разному. Совсем необязательно, что здравомыслящий человек всегда будет вести себя очень логично, и следовательно, весьма предсказуемо. Мы с вами живем в таком мире, в котором логика некоторых людей не всегда выглядит, скажем так, логичной, но при этом, она может быть весьма эффективной. Иной раз, поведение и мысли человека кажутся абсолютно нелогичными и абсурдными, не способными привести его к чему-то хорошему. Однако потом выясняется, что этот человек видел гораздо дальше остальных, он мыслил более масштабно и дальновидно, учитывая массу деталей, просчитывая различные последствия своих поступков и решений. И в итоге, он пришел к тому, чего на самом деле хотел, принимая различные решения, делая различные ходы, которые другим не казались правильными и логичными. Другими словами, то, что вначале кажется абсурдным и нелогичным, со временем может оказаться вполне разумным и правильным. И здравомыслие в таком случае проявляется в способности человека мыслить далеко наперед.
Главная, с моей точки зрения задача здравомыслящего человека – это умело использовать имеющиеся у него знания, причем те знания, в достоверности которых он больше всего уверен. Природа нас всех наградила способностью мыслить, то есть, перерабатывать имеющуюся у нас информацию и генерировать новую. Вопрос лишь в том, на какие знания мы опираемся, когда пытаемся что-то понять и что-то выяснить. А полностью уверенными мы можем быть только в тех знаниях, которые мы проверили своим собственным опытом. Да и то, правильные выводы из своего опыта могут делать не все. Тем не менее, именно личный опыт дает человеку отличную базу проверенных знаний, с помощью которых он может, во-первых, проверять знания из других источников, а во-вторых, использовать их для построения логической структуры мира, чтобы таким образом догадываться о том, что и как в нем может быть устроено. Наш опыт – это фундамент нашего здравомыслия. Вот почему я раньше работал с людьми бесплатно, до того момента, пока обо мне не узнало достаточно много людей и помогать им всем на безвозмездной основе я просто физически уже не мог. Вот почему я брался и берусь за решение самых разных проблем, которые, пусть и косвенно, но все же входят в сферу моей компетенции. И многие из них я успешно решаю. Опыт – вот что мне нужно. Большинство людей обычно все меряют деньгами, и предпочитают работать преимущественно ради денег. И лишь немногие могут что-то делать, выполнять какую-то работу, ради того, чтобы чему-то научиться и получить бесценный опыт.
Поэтому чем наш опыт богаче – тем прочнее основа нашего здравомыслия, тем больше у нас возможностей решать самые разные задачи более эффективно. А чужой опыт, в виде знаний, в виде информации, которую мы можем получить из самых разных источников, конечно, будет намного богаче, но без проверки его здравым смыслом, без его тщательного анализа, он не более чем мусор. Потому что сами знаете, мы живем в таком мире, в котором очень много неправды, заблуждений и просто некачественной информации. Быть уверенным в такой информации нельзя, а просто верить во что-то, что невозможно проверить и доказать – не самое лучшее решение для здравомыслящего человека. Ведь не секрет, что даже научные статьи, написанные авторитетными авторами, могут оказаться не только ошибочными, с точки зрения тех выводов, которые в них сделаны, но и намеренно лживыми. О том, почему такое происходит, почему наука не всегда служит истине, мы поговорим с вами в других статьях. А пока, просто возьмем для себя на заметку, что никакой информации полностью доверять нельзя. Так чему же или кому же нам тогда доверять в этом мире? Ответ прост – своему собственному опыту. От него нужно отталкиваться, при анализе различной информации, которую вы получаете из внешнего мира. Это ведь тоже, согласитесь, здравый смысл – никому и ничему не доверять, кроме себя. Ведь здраво мыслить, значит мыслить в том числе и критически.
Помимо критического мышления, здравый смысл идеально сочетает в себе логику и интуицию, когда в одном случае, мы можем спокойно изучать причинно-следственные связи и приходить к определенным умозаключениям, а в другом, обращать внимание на свои эмоции и чувства из которых вытекает интуиция, являющаяся стартовой площадкой для любого логического шага. Ведь наше мышление питается интуицией, а интуиция вытекает из эмоций, которые в свою очередь являются реакцией на внешние или внутренние раздражители. Таким образом, здравомыслящий человек должен уметь, прежде всего, прислушиваться к себе, чтобы понимать, какие внешние и внутренние факторы определяют его эмоциональное состояние и как следствие, его мышление. Ведь как мы знаем, человека очень легко переключить с одного вопроса на другой, с одной темы на другую и таким образом можно управлять его мышлением. И делается это с помощью эмоций, которые направляют логику в том или ином направлении. Если вы будете думать о том, о чем вас побудили думать, а не о том, о чем вам нужно думать, учитывая вашу ситуацию, то кто же в таком случае будет управлять вашим мышлением? Очевидно, что не вы. Так вот, используйте свой здравый смысл, для определения того, чем будет занята ваша голова сегодня, сейчас, завтра, послезавтра. И не позволяйте другим людям и обстоятельствам, через эмоции управлять вашим мышлением. Сами пробуждайте в себе нужные эмоции, посредством погружения себя в соответствующую информационную среду, либо в спокойную, либо в ту, которая вам в данный момент нужна, а затем начните прислушиваться к своей интуиции, которая подскажем вам – в каком направлении нужно мыслить. Я так часто делаю, когда мне необходимо разобраться в какой-нибудь непростой задаче, а нужной мне информации при этом недостаточно, или она слишком противоречивая. И должен сказать, что часто интуиция меня не подводит. По крайней мере, она помогает мне думать, искать разные решения, в том числе и новые, а не двигаться по заранее кем-то предусмотренной для таких случаев колее. Так что я считаю – действовать не по шаблону, не по заранее кем-то заготовленной схеме, когда этого не нужно делать – это проявление здравого смысла. И прислушиваться к своей интуиции – это тоже проявление здравомыслия.
В жизни существует масса примеров того, как здравый смысл помогает людям принимать правильные решения. Вот очень хороший пример – допустим, кто-то предлагает вам что-то хорошее, выгодное, что вам нужно, что вы хотите, в чем вы нуждаетесь. И какое желание в этот момент у вас возникает? Принять это что-то хорошее, согласиться с этим человеком, пойти ему навстречу, начать сотрудничать с ним и так далее, правильно? И вроде бы все логично – вам предлагают что-то хорошее, вам предлагают выгоду – вы от нее не отказываетесь, а принимаете. Ибо зачем отказываться от того, что принесет вам пользу. Но вот тут-то и вступает в действие здравый смысл, который заставляет нас задаться простым и естественным вопросом – а зачем это нужно другому человеку? Зачем ему что-то хорошее и выгодное нам предлагать, какой у него в этом интерес? Что, просто так что ли он это делает? Такого не бывает. Нет, о том, что в этом мире есть добрые люди, мы все конечно знаем. Мы даже могли ни раз встречать таких людей в своей жизни и сами можем такими людьми быть. И тем не менее, мы ведь знаем и о том, что человек существо эгоистичное, хитрое, склонное к манипуляциям людьми и обману ради собственной выгоды. Это одна из сторон нашей натуры. А раз так, тогда откуда нам знать, что это, якобы выгодное для нас предложение, которое другой человек нам делает, действительно может оказаться для нас хотя бы более или менее полезным? Откуда нам знать, что нас не заманивают в мышеловку сыром? Ведь безоглядно доверять другим людям – это безрассудство. Вот здравомыслие позволяет нам, уж если не в полной мере задуматься над подобными предложениями, то хотя бы почувствовать что-то неладное, что-то, не совсем логичное. Точнее, оно позволяет человеку прислушаться к своей интуиции и затем уже подумать над теми сомнениями, которые она в нем вызывает. Ведь сколько людей обманывали и обманывают с помощью заманчивых предложений, которые им делают всевозможные мошенники. А ведь если прислушиваться к здравому смыслу каждый раз, когда кто-то пытается вас чем-то хорошим и выгодным заманить в ловушку, то обмануть вас станет значительно сложнее. Здравый смысл будет отрезвлять вас каждый раз, когда кто-то попытается вас обмануть, воздействуя на ваши эмоции и чувства.
Также здравый смысл очень полезен при оценке риска, который не должен быть неоправданным и безответственным. Здравомыслие в данном случае позволяет над этим просто задуматься. Ведь с одной стороны – человеку не нужно бездумно рисковать, а с другой, так называемое, разумное выжидание – не должно становиться промедлением, когда человек неоправданно бездействует. Можно сказать, что здравомыслие помогает человеку в каждой ситуации найти так называемую золотую середину, придерживаясь которой он будет уберегать себя от опасных для него крайностей. Риск – дело, конечно, благородное, но насколько мне известно, благодаря имеющейся у меня статистике, большинство людей, потерпевших ту или иную серьезную неудачу – оказались неспособными адекватно оценивать риски. Эмоции овладевали этими людьми в тот момент, когда они принимали откровенно ошибочные решения, которые являлись неоправданным риском с их стороны. Так что здравый смысл – это хороший отрезвитель для горячих голов, любящих или привыкших действовать на эмоциях.
Я также считаю, что здравомыслящий человек – это очень спокойный человек, умеющий контролировать свои эмоции и не дающий им волю даже в самых критичных ситуациях. Ведь чрезмерная эмоциональность является свидетельством недостаточной разумности человека. А говоря о здравомыслии, мы все-таки в первую очередь о мышлении человека говорим, а не об эмоциях, которые хоть и позволяют задействовать интуицию, все же в значительно меньшей степени полезны в ситуациях, требующих рационального и ответственного подхода. Спокойствие – признак мудрости, как говорили древние, и признак здравомыслия, как говорю я.
Как достичь здравомыслия
А вот теперь давайте поговорим о том, как достичь здравомыслия. Частично здравомыслие является врожденным качеством, так как природа в целом хорошо настроила мозг человека на работу в этом мире. Человеку остается только развивать имеющиеся у него способности, чтобы выйти за пределы своей природной сущности и соответствовать требованиям жизни. Обратите внимание на детей – они постоянно задают взрослым вопросы, они любознательны. А любознательность – это тоже признак здравомыслия, хоть я и не упомянул об этом выше. Да и рассуждают многие дети очень неплохо для своего возраста и при тех знаниях, которыми они обладают. Так что природа наградила нас прекрасной способностью познавать мир, изучать его законы и закономерности, искать ответы на свои вопросы, придумывать самые разные решения различных задач. Но разумеется, этого недостаточно.
Действительно полное здравомыслие развивается в людях в процессе получения жизненного опыта и знаний. Причем жизненный опыт, как я уже сказал выше – является для человека той базой, от которой он отталкивается, критически воспринимая все получаемые им в жизни знания из самых разных источников, включая других людей. Вообще здравомыслие людей формируется по-разному. В одном случае человек может быть очень образованным, начитанным, может многое знать и затем проверять практикой, жизнью, полученные знания, обретая таким образом здравомыслие. А в другом случае, здравомыслие человека может формироваться исключительно на основе его жизненного опыта, который у него может быть очень насыщенным. Я бы даже так сказал – тяжелая жизнь, боль, страдания, в гораздо большей степени способствуют формированию здравого смысла, нежели излишний комфорт и обилие удовольствий в жизни человека, даже если он при этом получает хорошее образование. То есть, тепличные условия не способствуют формированию здравого смысла, если только находящийся в этих условиях человек не занимается активно саморазвитием, в самом широком смысле этого слова. Другими словами, мотивация у человека должна быть к тому, чтобы стремиться к здравомыслию, чтобы развивать его в себе.
Вообще, друзья, надо постоянно стремиться узнавать что-то новое, чтобы кругозор ваш был как можно шире, а ваш внутренний мир богаче. Читайте хорошие книги, общайтесь с умными людьми, — с умными, подчеркиваю, смотрите обучающие курсы, а также занимайтесь интересными и полезными делами, желательно, связанными с коммуникациями с людьми. Все это поможет вам обогатить, разнообразить, усложнить и детализировать свою картину мира. И эта картина мира, соприкасаясь в некоторых местах с вашим жизненным опытом, то есть, с проверенными вами лично знаниями, позволит вам правильно и максимально точно, насколько это возможно, идентифицировать действительность. А это в свою очередь позволит вам принимать осмысленные, а следовательно, и правильные решения. В целом, работая над собой, подчиняя себе свои эмоции, свою природную сущность – вы развиваете в себе здравомыслие. Так что не ленитесь – занимайтесь собственным развитием и со здравым смыслом у вас будет полный порядок.
Здравомыслие – это понятие, которое невозможно определить однозначно. Ясно, что оно имеет прямое отношение к здоровому рассудку, к разумному подходу к жизни, к рациональности и адекватности. Тогда как отсутствие здравомыслия является серьезным препятствием на жизненном пути. Потеряв его, человек может поддаться страстям и наломать дров. В данной статье будет рассмотрено, что такое здравомыслие. Это мы рассмотрим с разных точек зрения.
Другие толкования
Другой философский смысл изучаемого понятия обусловлен римским влиянием. Его используют для того, чтобы обозначать естественную человеческую чувствительность в отношении других людей и общества.
В такой науке, как социальная психология, этим термином обозначается система общепринятых представлений о реальном мире, накопленная в рамках одной культуры многими поколениями.
Наука общесемантика
Общая семантика занимается рассмотрением человека в целом, оценивает соотношение между фактами и словами и их влияние на нервную систему. Она показывает, как перевоспитать человека, чтобы свои убеждения и поведение он мог лучше согласовывать с реальной действительностью.
Рассмотрим понятия ум, разум и интеллект. Эти слова далеко не синонимы как их привыкли употреблять многие.
Здравомыслие — противоположность рассмотренному выше самомнению.
Мнение компетентного человека. Когда мы хотим обучиться музыке или живописи мы обращаемся к хорошему музыканту или художнику, за хорошими сапогами мы идем к хорошему сапожнику, а вкусный хлеб мы покупаем у хорошего пекаря. Компетентность — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским. Это мнение не просто какого либо человека или мнение большинства, а человека, который доказал на практике свои знания в поставленном вопросе. В любой области можно найти компетентного человека и воспользовавшись его советом сэкономить себе много усилий и набитых шишек. Естественно, что наши предки тоже были компетентны в тех вопросах наставления, по которым они нам оставили, но мнение компетентного человека — современника, позволяет оценить применимы ли те знания, которые нам завещаны на сегодняшний день. Сводя эти два критерия к общему знаменателю, мы практически исключаем возможность ошибиться и имеем право на третий шаг на пути к Здравомыслию — собственный опыт.
Собственный опыт — это обязательное условие Здравомыслия, т. к. не проверив, что либо на собственной коже мы не сможем стать компетентным в этом вопросе и, следовательно, не имеем права утверждать, что- либо по данной теме или давать наставления кому- либо. Конечно же, стоит делать разницу между областями (рекомендации или противопоказания) в которых поставлен вопрос Здравомыслия. К примеру, если речь идет об употреблении наркотиков, то мнение предков и общение с компетентным наркоманом должно быть достаточным, чтобы сделать соответствующие выводы и не допускать ошибок в этом вопросе, хотя для некоторых даже в таких вопросах — собственный опыт обязателен.
Здравомыслие — это мощный инструмент, оставленный нам пращурами, что бы мы не только не заблудились на пути своего развития, но и продвинулись по нему как можно дальше и с минимальными потерями.
Как путеводная звезда в мороке современного невежества, как компас, который не позволит заблудиться, в дебрях плюрализма и толерантности. Здравомыслия всем. ОМ!
Здравомыслие в публицистике, мемуарах и документальной прозе
Предметом феноменологического узнавания (исследования) является само знание (сознание). Знание как предмет рассмотрения тоже обладает некоторой истиной знания, моментом в-себе, который предстаёт для исследующего его знания как момент для-себя. Это сразу же лишает оснований предрассудок о принципиальной противоположности знания и предмета, «достоверности» и «истины»: истина знания рассматривается в моменте для-себя, моменте знания, а само знание рассматривается в моменте в-себе, моменте истины.
Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения.
— Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет, т. 1. Москва, 1970, с. 265.
По своим начальным условиям исследовательское сознание не претендует на то, чтобы знать содержание. Это право остаётся за обыденным сознанием, а исследовательское сознание к нему присоединяется. Благодаря единству обыденного сознания, проверяющего содержание, и исследовательского сознания, проверяющего форму (но не отдельно одному из них), становится возможным момент для-нас.
Научная дедукция форм происходит способом самопроверки, саморазвития, самодвижения. Исследование состоит в проверке содержания по всем правилам обыденного сознания. Исследование тем самым последовательно оказывается демонстрацией ограниченности всех правил и всех форм абстрактного знания о субстанции предмета, то есть конкретным понятием.
Здравый смысл
Философы не обошли своим вниманием это понятие. Один из его смыслов был предложен Аристотелем. Он подразумевал под ним способность души, которая позволяет различным субъектам пользоваться одними и теми же общими чувствами, чтобы воспринимать общие характеристики физических объектов.
Это, например, такие характеристики, как движение и размер. Указанное свойство позволяет людям, как и животным, идентифицировать и различать физические вещи. Данное понимание здравомыслия отлично от определения чувственного восприятия, как и от рационального мышления, но имеет связь с ними обоими.
I. Научная задача нашего времениII. Развитие сознания до уровня наукиIII. Философское познаниеIV. Требования, предъявляемые к философскому изучению
I. Чувственная достоверность или «это» и мнениеII. Восприятие или вещь (Ding) и иллюзияIII. Сила (Kraft) и рассудок, явление (Erscheinung) и сверхчувственный мир
A. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабствоB. Свобода самосознания; стоицизм, скептицизм и несчастное сознание
(А. А.) Разум (нем. )(В. В.) Дух(С. С.) Религия(D. D.) Абсолютное знаниеV. Достоверность и истина разумаA. Наблюдающий разумa. Наблюдение природыb. Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законыc. Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственной действительности; физиогномика и френологияB. Претворение разумного самосознания в действительность им самимa. Удовольствие и необходимостьb. Закон сердца и безумие самомненияc. Добродетель и общий ход вещейC. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самойa. Духовное животное царство и обман или сама суть делаb. Разум, предписывающий законыc. Разум, проверяющий законыVI. Дух (нем. )a. Нравственный мир, человеческий и божественный закон, мужчина и женщинаb. Нравственное действие, человеческое и божественное знание, вина и судьбаc. Правовое состояние
B. Отчуждённый от себя дух; образованностьI. Мир отчуждённого от себя духаa. Образованность и её царство действительности (нем. )b. Вера и чистое здравомыслиеII. Просвещение (нем. )a. Борьба просвещения с суеверием (нем. )b. Истина просвещенияIII. Абсолютная свобода и ужас (нем. )
C. Дух, обладающий достоверностью себя самого. Моральностьa. Моральное мировоззрение (нем. )b. Перестановкаc. Совесть (нем. ), прекрасная душа, зло и его прощение
a. Светлое существоb. Растение и животноеc. Мастерa. Абстрактное произведение искусства (нем. )b. Живое произведение искусстваc. Духовное произведение искусстваC. Религия откровенияVIII. Абсолютное знание (нем. Das absolute Wissen)
Действия, их последствия и уровни развития человека
Каждый человек волен делать свой выбор, но при этом он должен понимать,
что каждое действие будет иметь последствия,
которые будут происходить непосредственно с тем, кто это действие совершил. Как
раз по мере накопления такого опыта человек и учится более гармонично жить в мире.
Кому-то достаточно один раз пройти урок, кому-то сотни раз, но так или иначе, рано
или поздно урок будет усвоен.
И чтобы эффективно усвоить эти уроки, важно изучить те коны, те правила,
следуя которым можно эволюционировать гораздо быстрее, избегая многих ошибок. Важно
понимать, что коны – это не некие строгие правила, а, скорее, подсказки, воспользовавшись
которыми человек может быстрее продвигаться на пути самосовершенствования.
В ведической культуре считается, что каждый из нас находится на своем
уровне развития в зависимости от количества накопленного опыта и кармы. И всего
существует девять уровней развития человека:
И каждый, исходя из своих прошлых жизней, воплощается с каким-то начальным
уровнем. Считается, что в течение жизни можно пройти примерно три из этих ступеней.
Это среднее значение: кто-то двигается быстрее, кто-то медленнее.
Теперь попробуем разобраться в тех инструментах, которые можно непосредственно
использоваться для движения по пути. Это и есть 16 конов, которые обуславливают
гармоничную жизнь в мире.
Значение составляющих
В данном случае для понимания рассматриваемого термина больше подходит первое из указанных толкований.
Рассмотрев каждое из них, можно прийти к выводу, что все они вписываются в толкование изучаемой лексемы.
Морфологические и синтаксические свойства
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. ж. (ср. укр. ), ст.-слав. (др.-греч. διάνοια, ), болг. , сербохорв. мисао (род. п. ), словенск. misǝl (род. п. ), чешск. , словацк. , польск. , в.-луж., н.-луж. ; предположительно из *myd-slь или *myd-tlь. Встречается в им. собств. (др.-русск. , ). Родственно лит. , maudžiaũ, maũsti «тосковать (по), страстно желать», ãpmaudas «досада», готск. «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», др.-греч. «речь», «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. smūainim «думаю» (*smoudniō), нов.-перс. mōуе «жалоба» (у из d), must — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Для улучшения этой статьи желательно:
Этимология
Слово встречается и в именах собственных, например, таких как Осмомыслъ, Перемыслъ, Добромыслъ.
Далее будет рассмотрен термин, который фактически равнозначен изучаемому, но чаще употребляется в научной литературе.
Синонимы
Среди них — такие как:
Слово в словаре
В толковом словаре дано следующее определение здравомыслия: это способность человека к разумному мышлению, здравому рассуждению. Вот примеры употребления изучаемой лексемы.
Далее будут рассмотрены синонимы к изучаемому слову.
Три главных качества души
В сборнике священных писаний индуизма Ведах содержатся незыблемые
основы, которые интересны тем, что могут позволить любому современному человеку
(в независимости от вероисповедания) заглянуть вглубь себя и всмотреться в
собственную душу.
Так, в Ведах говорится о том,
что душа обладает тремя изначальными качествами, такими, как: вечность, знание и блаженство. На глубинном
уровне, утверждают Веды, все живые существа – идентичны. Однако мы можем видеть
вокруг себя абсолютное разнообразие даже между существами одного и того же биологического
вида. Почему так происходит?
Все дело в том, что душа, воплощенная в мире материи, накапливает разный
опыт и, как следствие, разную карму. Именно этим мы и отличаемся друг от друга.
Чем больше опыта накопила та или иная душа, тем более совершенным является человек.
Однако накопить опыт — это еще далеко не все. Важно правильно его пережить и осознать.
И вот на этом уровне уже и происходит формирование кармы. Не так важно, что с нами
происходит – важно, как мы на это реагируем, и какие выводы делаем. И та душа, которая,
накопив опыт, сумела его трансформировать на благо себе и миру, является более совершенной.
Когда ребенок появляется на свет, у него в большинстве случаев крайне
эгоистичное понимание жизни, но по мере своего развития он начинает осознавать,
как устроен мир, какие поступки к каким действиям приводят. И это дает человеку
важное понимание того, что у каждого действия есть обратная сторона.
Всё дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект.
— Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа
В своём исследовании форм познания («Феномелогии духа») Гегель не затрагивает содержания познания (знания, сознания), исследуя только его форму. Он исследует субстанцию только со стороны формы, которую субстанция принимает для субъекта познания. Гегель продолжает традицию Канта, в которой субъект познания не вторичен по отношению к объективной реальности. Субъект познания накладывает определённую форму познания на субстанцию, и поэтому он не находится в полной зависимости от субстанции, а участвует в познании объекта познания самостоятельно. И объект познания, и субъект познания оба являются реальными постольку, поскольку реален сам процесс познания.
на других языках
Здравомыслие в стихах
Первый кон –
кон преемственности и совершенствования. Душа, воплощаясь в мире, получает всю информацию
от предков. Это своего рода заархивированный файл, который каждый получает при рождении.
Есть одна подсказка, как получить доступ к опыту предков: многие знания наших предков
зашифрованы, например, в сказках.
Второй кон – кон воли. Речь идет о силе, которая побуждает нас жить
по нравственным правилам. И каждый из нас может проявлять ее в каждый момент своей
жизни. Если же мы поступаем безнравственно, во вред себе или другим – это называется
«безволие», то есть отсутствие проявления воли в наших поступках.
Третий кон – кон тождества. Речь идет о том, что в малом сосредоточено
большое, а в большом – малое. Человек – это прототип устройства мироздания. Известно,
что клетки головного мозга похожи по строению с устройством Вселенной. Изучая себя,
можно познать устройство Вселенной.
Четвертый кон – кон созидания и творения. Человек по природе своей – творец. Речь идет
о творчестве в широком смысле: все, что мы создаем во благо окружающих, является
творчеством. Не так важно, что мы делаем, важна наша мотивация и умонастроение.
И с этой точки зрения даже мытье полов может быть творчеством, если мы понимаем,
зачем и для чего это делаем.
Пятый кон – кон подобия. Многие слышали фразу: подобное притягивается
к подобному. Многие из тех, кто практикуют йогу, замечают, что им начинают встречаться
именно такие люди, которые также интересуются духовным развитием. И напротив, если
человек негативно настроен, видит во всем только плохое, его мотивации убогие и
эгоистичные, то именно такие люди и будут его окружать. Мир – зеркало и отражает
то, что мы излучаем.
Шестой кон – кон резонанса. Этот кон гласит, что информация, которая попадает
в нас, вызывает ответную реакцию. И суть в том, чтобы уметь трансформировать информацию.
Добро можно делать только путем трансформации зла. Проще говоря, в цепочке распространения
зла мы должны быть последним звеном – на нас цепочка должна обрываться.
Седьмой кон – кон реинкарнации. Душа проживает не одну жизнь, впереди и позади
у нас – множество воплощений, и поэтому не стоит смотреть на свои цели и действия
с позиции одной жизни.
Восьмой кон – кон кармы. Кон кармы можно также назвать принципом «причины
и следствия». Ничто не существует без причины, и ничто не может пройти бесследно,
не оставив после себя последствий. Исходя из
кона кармы, можно понять, что
мы сами всегда являемся причиной как счастья, так и страданий.
Девятый кон – кон соответствия. Этот кон говорит нам о том, что нам следует
соответствовать своему предназначению. Не всегда просто определить, в чем именно
наше предназначение, но подсказки, как правило, видны с самого детства – склонности,
интересы, таланты и так далее. И кон соответствия рекомендует нам двигаться именно
тем путем, в котором у нас накоплен наиболее обширный опыт.
Десятый кон – кон мира мыслей. Важно понимать, что мысль материальна, не цепляться
своим вниманием за какой-то негатив – не обижаться, не осуждать никого, не переживать
о том, что уже произошло.
Одиннадцатый кон – кон магнетизма. Все сильнейшее притягивает к себе слабейшее.
Человек, который достиг высокого уровня в физическом, энергетическом и духовном
развитии, способен управлять массами и вести их по нужному пути.
Двенадцатый кон – кон сохранения энергии. Энергию нельзя создать или разрушить, ничто
не появляется из ниоткуда и не исчезает бесследно. Любую условно негативную энергию
и информацию мы можем трансформировать так, как нам нужно.
Тринадцатый кон – кон обмена. Мы постоянно обмениваемся энергией и информацией
с окружающими. Мы связаны с окружающим миром и поэтому заинтересованы в том, чтобы
менять мир к лучшему.
Четырнадцатый кон – кон благодарения. В нашей жизни нет ничего ни плохого, ни хорошего.
Все, что с нами происходит, во-первых, происходит по нашей карме, а во-вторых, все
является уроком и делает нас сильнее. Исходя из этого, мы должны быть благодарны
за все, что с нами происходит.
Пятнадцатый кон – кон отдачи. Этот кон проистекает из кона кармы. А именно
– чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Важно проявлять здравомыслие в этом
вопросе. Жертвовать нужно на распространение знаний и духовное развитие.
Шестнадцатый кон – кон замены. Подобно тому, как времена года сменяют друг
друга, так и на смену старому приходит новое. Поэтому один из главных принципов
гармоничной жизни – не удерживать то, что уходит, и не сопротивляться тому, что
приходит.
Рассмотрев 16 конов развития души, которые могут стать ориентирами
на нашем пути, важно понимать, что это не какие-то точные правила, которым надо
слепо следовать. Важно понять суть, а не привязываться к форме, и, конечно же, во
всем проявлять здравомыслие.
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — осмыслить.