Здоровье населения — это… Определение понятия


Жизнь 06.07.2023

Предисловие

Сегодня, когда экономика нашей страны вынуждена развиваться в условиях непрерывной депопуляции и снижения качества человеческого потенциала, одним из важных вопросов становится сохранение здоровья населения, осознание его ценности, формирование ответственности государства и каждого человека в отдельности за своё здоровье и здоровье своих детей.

Важность и необходимость изучения здоровья обусловлена тем, что для эффективного и планомерного развития общества государству нужна достоверная информация о закономерностях развития народонаселения, особенностях демографических процессов в стране, заболеваемости населения в целом и отдельных групп, факторной обусловленности здоровья и способах его улучшения. Информация о состоянии здоровья населения позволяет планировать деятельность системы здравоохранения, оценивать эффективность её функционирования.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, в конце XIX в. Её появление обусловлено рядом предпосылок и причин. Во-первых, влиянием различных институтов государства и общества на показатели здоровья населения, во-вторых, потребностью со стороны общества в научном объяснении природы и характера здоровья не только отдельно взятого человека, но и групп людей, населения в целом.

Сегодня экономика испытывает потребность в специалистах, разбирающихся в основах здравоохранения. Курс «Здоровье и здравоохранение», являющийся одним из важнейших в системе медицинского образования, изучается и в рамках дисциплин, связанных с региональной экономикой, государственным управлением (специальности: «экономика предприятий и организаций в сфере здравоохранения», «менеджмент в здравоохранении»).

Данное учебное пособие основано на опыте Института социально-экономического развития территорий РАН по комплексному исследованию состояния и динамики здоровья населения Вологодской области и страны в целом и системы здравоохранения в течение 1995–2012 гг.

Основная цель учебного пособия состоит в формировании у читателя теоретических знаний в области исследования здоровья и здравоохранения, а также умений и навыков оценки основных индикаторов.

В учебном пособии раскрываются следующие вопросы:

• теоретико-методологические подходы к проблеме сущности здоровья и его оценке;

• виды здоровья и оценка его состояния и динамики;

• основные детерминанты, оказывающие воздействие на здоровье;

• функционирование системы здравоохранения и её роль в укреплении здоровья населения.

При выполнении работы использовались отечественная и зарубежная научная, справочная литература, информация Всемирной организации здравоохранения, статистические данные, публикуемые Росстатом и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, данные Департамента здравоохранения Вологодской области и Медицинского информационно-аналитического центра Вологодской области, а также результаты специализированных социологических исследований, проведенных ИСЭРТ РАН в 1995–2012 гг. на территории Вологодской области.

Для лучшего восприятия и наглядности изложения материала пособие иллюстрировано таблицами, графиками, схемами. Приведена рекомендуемая литература по рассматриваемым темам, предложен перечень вопросов для самопроверки и обсуждения, что поможет читателям самостоятельно осваивать материал и проверять степень его понимания.

Тема 1. Сущность здоровья и методы его измерения

1.1. Понятие и сущность здоровья

Ключевые понятия: здоровье, общественное здоровье, индивидуальное здоровье.

В настоящее время «максимально достижимый уровень здоровья» признаётся одним из неотъемлемых прав человека и народа, выступает как важнейшее условие и средство, как одна из конечных целей общественного развития. Наоборот, низкий уровень здоровья населения воспринимается как прямая угроза национальной безопасности любого государства, как препятствие его социально-экономическому прогрессу.

Здравоохранение граждан является одной из функций любого государства. Координацией деятельности государств и выявлением современных мировых тенденций занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В широком понимании здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Здоровье позволяет человеку вести полноценную, не стеснённую в своей свободе жизнь, в полном объёме выполнять свойственные человеку функции, в том числе трудовые, испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Анализ сущностных характеристик здоровья позволяет выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. В медицинской практике обычно диагноз «здоров» ставится в том случае, если после результатов исследования всеми доступными методами не обнаружено никаких отклонений от нормы. Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Большую часть XX в. доминировала медицинская модель здоровья, опирающаяся на индивидуальные особенности человека и лечение болезней. Сегодня же она вытесняется социальной моделью, согласно которой здоровье, являясь результатом целого ряда социально-экономических, культурных и внешнесредовых факторов, зависит от качества жилищных условий, наличия работы, социального окружения.

Здоровье служит предметом изучения многих наук. Обобщение теоретико-методологических подходов к изучению здоровья позволяет выделить несколько его уровней: индивидуальное здоровье – здоровье одного человека (представляющее микроуровень изучения), здоровье нескольких человек – групповое здоровье (мезоуровень) и общественное здоровье – здоровье населения страны или отдельных её территорий, а также крупных демографических групп населения (макроуровень; рис. 1.1).

По мнению экспертов ВОЗ, под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности и повышение ощущаемого уровня здоровья.

Индивидуальное здоровье отдельного человека – явление, в значительной степени, случайное. Оно может быть обусловлено преимущественно эндогенными факторами и зависит от множества случайных внешних процессов и явлений. Параметры индивидуального здоровья не могут служить основанием для принятия решений, направленных на оптимизацию условий жизни больших групп населения.

Рис. 1.1. Уровни изучения здоровья

Общественное (или популяционное) здоровье – основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции. Общественное здоровье является основополагающим фактором формирования демографических процессов и составной частью общественного потенциала, имеющего экономическое выражение.

В современной литературе понятие «общественное здоровье» рассматривается по меньшей мере в двух аспектах. С одной стороны, общественное здоровье как система (public health as system) – это система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности.

В рамках инструментального подхода общественное здоровье – это комплексный анализ закономерностей ведущих показателей, характеризующих здоровье населения в целом или отдельных однородных групп населения.

В качественном аспекте выделяют такие виды здоровья, как физическое, психическое, социальное, репродуктивное и здоровье детского населения, которые будут подробно рассмотрены далее.

Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?

Инструкция

Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.

Тестовое задание

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

4. Не чувствую, что являюсь членом группы.

5. Живу и существую отдельно от нее.

6. Не знаю, затрудняюсь ответить.

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти.

2. Скорее перешел бы, чем остался.

3. Не вижу никакой разницы.

4. Скорее всего, остался бы в своей группе.

5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

6. Не знаю, трудно сказать.

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю, трудно сказать.

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю.

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю.

Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Описание

Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.

Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.

Ключ к тесту

Интерпретация результата

Уровни групповой сплоченности:

  • 16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности; 
  • 12–15 баллов – выше среднего; 
  • 7–11 – средний; 
  • 5–6 – низкий.

Лекция 2.     Концепции здоровья

Одним  из  важнейших  признаков,  определяющих  принадлежность  общества  к  цивилизации,  всегда  считалось  состояние  здоровья  конкретного  человека  и  населения  в  целом.  Состояние  здоровья  определяет возможности  человека  вести  активную,  полноценную  жизнь,  плодотворно  трудиться,  качественно  проводить  свой  досуг.  В  конечном  итоге  именно уровень здоровья  населения  оказывает  значительное  влияние на  динамику ) экономического  развития  общества,  страны, воздействуя  на  производительность  труда.  Именно  поэтому здоровье  населения  в  целом  и  каждого  члена  общества  является  непреходящей  ценностью, общественным  достоянием, залогом  успешного  развития  страны.

Так, что же такое здоровье? Существуют множество  (основная идея, понятие).

Всемирная  организация  здравоохранения    так  определила  понятие  здоровья:

  —  это    состояние полного  физического, духовного  и  социального  благополучия,  а  не  только  отсутствие  болезней  и  физических  недостатков».

  • 50% —  образ жизни
  • 20% —  окружающая среда
  • 20% — наследственные факторы
  • 10% —  медицина.

До недавнего времени доминировало   , т.е. здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Подобный подход был подвергнут коренному пересмотру в связи с развитием науки о здоровье  —  валеологии (Брехман И.И., 1990). Однако, хотя новые определения здоровья принципиально отличаются от приведённого выше, по – видимому, ни одно из них не может считаться завершённым.

Иная трактовка здоровья выдвинута В.П. Казначеевым (1974):

  — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной  продолжительности жизни.

Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды (Баевский Р.М.), и как уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно – адаптационных реакций в экстремальных условиях (Граевская Н.Д., 1979) и как  состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, как совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни (Царегородцев Г. И., 1983), а также как психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (Бундзен П.В., Дибнер Р. Д., 1994).

Предлагают также, что здоровье следует рассматривать как процесс всей жизни человека, включающий аккумуляцию и использование «ресурсов здоровья» (Covvley  S., 1995); как комплексное, целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды (Тихвинский С. Б., 1999)

Традиционно выделяют следующие виды здоровья:

  1. Физическое здоровье – естественное состояние организма человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
  2. Психическое здоровье – уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.
  3. Нравственное (социальное) здоровье – моральные принципы (нормы морали), являются основой социальной жизни человека в определённом социальном обществе.

Признаки нравственного здоровья:

— сознательное отношение к труду;

— овладение знаниями мировой и национальной культуры;

— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Выделяют  также индивидуальное,  групповое и  общественное  здоровье (здоровье  населения,  здоровье  популяции).

  • Об  индивидуальном  здоровье  говорят  в  том  случае,  если  рассматривается конкретный  человек,  индивидуум;  
  • групповое  здоровье  предусматривает  оценку  уровня  здоровья  нескольких  людей;
  • о здоровье  населения,  общественном  здоровье  говорят при  изу­

чении,  оценке  здоровья  населения,  проживающего  на  определенной  территории  (в  городе,  селе,  административно-территориальном  образовании).

Индивидуальное  здоровье  —   оценивают  по  самочувствию конкретного  человека,  наличию  или  отсутствию  у  него  заболеваний,  его  физическому  состоянию  и  развитию,  выявляемых  после  соответствующих  исследований,  трудоспособности,  личным  ощущениям  жизни  и  другим  критериям  и  признакам.

Групповое  и  общественное  здоровье —   определяется  по  медико-статистическим  и  медико-демографическим  показателям  и  критериям,  а  не  только  по  оценке  индивидуального здоровья.

это состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого заболеваниями, физическими и психическими дефектами.

(по определению ВОЗ) —  медико – социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

 —  это общественная и социальная функция медицины, всего общества и государства, его политических, экономических, общественных, религиозных, медицинских и других организаций и учреждений.

В  своей  деятельности  медицинские  сестры  встречаются как  с  индивидуальным  здоровьем  пациентов  (участковые  медицинские  сестры,  медицинские  сестры,  работающие  в  стационарных  медицинских  учреждениях),  так  и  с  групповым здоровьем (медицинские  сестры  врача  общей  практики,  семейного  врача).  В  меньшей  степени  медицинским  сестрам приходится  иметь дело  с  общественным  здоровьем,  но  общественное  здоровье  отражает здоровье  индивидуумов,  из  которых  состоит  общество,  поэтому  необходимо  представлять смысл  этого  понятия,  факторы,  определяющие  здоровье  как отдельного  человека,  так  и  населения  конкретного  участка, района,  города,  страны.

В  настоящее  время  понятие  «здоровье»  приобретает  более широкий  смысл.  Это  связано  с  возможностями  достижения самим  человеком  более  высокого  уровня  благополучия,  повышения  качества жизни.  Благополучие  и  качество жизни  затрагивают  все  аспекты  жизни  человека,  касаются  не  только физического  развития,  но  и  других  сфер:  психической,  эмоциональной,  интеллектуальной,  социальной.  Гармоничное сочетание  всех  этих  сфер  позволяет  говорить  о  высокой  степени  самореализации,  о  достижении  высокого  уровня  здоровья.

 введено  в  обиход в  1982  г.  и часто  используется  для  характеристики  полноценности  жизни больных,  однако  его  можно  использовать  и для  описания  состояния  здорового  человека.

Качество  жизни  здорового человека можно  определить — как  соответствие  желаний  и  потребностей  человека  его  возможностям,  ограниченным  его  физическим,  психологическим,  социальным  состоянием.  

Восприятие  качества  жизни во  многом  является  субъективным,  т.е.  сам  человек  определяет степень  удовлетворенности  своей  жизнью.  Оценка  качества  жизни  каждого  конкретного  человека  зависит  и  от  возрастных  характеристик личности.

Для  здорового  человека  важными  параметрами  качества жизни  являются:

•  сохранение  (повышение)  социального  статуса;

•  сохранение  семейного  статуса;

•  сексуальная  активность;

•  удовлетворение  от увлечений  и  отдыха.

Для  больного  человека,  помимо  перечисленных  параметров,  большое  значение  имеет  и  возможность  самообслуживания, самоухода.

•  физические  (сила,  энергия,  сон,  отдых);

•  психологические  (мышление,  изучение,  запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид,  печальные  переживания);

•  уровень  независимости  (повседневная  деятельность,  работоспособность);

•  жизнь  в  обществе  (личные  взаимоотношения,  общественная  ценность человека,  сексуальная  активность);

•  окружающая  среда  (безопасность,  быт,  материальное благополучие,  доступность  информации,  возможность  обучения, досуг;  экология  — населенность,  загрязнение среды обитания  и т.д.);

•  духовность  (чувство  ответственности  за других,  религия, личные  убеждения  и  установки).

На уровень  и  состояние  здоровья  человека  оказывает  влияние  множество  факторов.  

Факторы формирующие здоровье:

•  биологические,  психологические  свойства  человека (наследственность,  конституциональные  особенности  и др.);

•  природные условия  (климат,  флора,  фауна и т.д.);

•  состояние  экологии  (степень  загрязнения  или  чистоты окружающей среды);

•  социально-экономические,  политические  условия,  действующие  в той  или  иной  стране;

•  уровень развития здравоохранения, степень подготовленности  и  квалификации  медицинских  кадров.

Помимо  непосредственных факторов и условий,  определяющих  здоровье,  можно  выделить  и  группу  факторов риска здоровью. 

Факторы риска здоровью  —  это факторы,  создающие  благоприятный  фон  для развития  заболевания,  способствующие  возникновению  и развитию  болезни,  но  не являющиеся  непосредственной  причиной  их  развития:  для  возникновения  заболевания  необходимо действие  конкретного  причинного  фактора.

Факторы риска  по своей  природе  могут быть:

  • Первичными   —  действующими  изначально  и  способствующими  нарушению здоровья;
  • вторичными  —   служащими  провоцирующими  для развития  заболеваний;  

Выделяют большие,  или  главные,  факторы риска.

К  числу  больших  первичных  факторов  риска  специалисты ВОЗ  относят:

•  злоупотребление  алкоголем;

•  нерациональное  питание;

•  психоэмоциональный  стресс.

К числу вторичных  больших факторов  риска относят:

•  артериальную  гипертензию;

•  гиперлипидемию,  гиперхолестеринемию;

•  иммунодефицит и др.

Помимо  отдельных  факторов  риска,  выделяют  и  , т.е.  группы  населения,  в  большей  мере,  чем  основная его  часть,  подверженные  развитию  различных  патологических  процессов.  К такой  категории людей  могут быть отнесены  люди  различных  возрастных,  социальных,  профессиональных  групп.  Это дети,  лица  пожилого  и  старческого  возраста,  беременные,  одинокие,  люди,  работающие  во  вредных условиях,  и  т.д.  Выделение  таких  групп,  определение  факторов риска помогает  в работе  медицинского  персонала,  позволяя  разрабатывать  мероприятия  по  сохранению  и  укреплению здоровья лиц,  входящих  в ту или  иную  группу риска.

Существенное  влияние  на  здоровье  оказывает  образ  жизни человека.  Доля  факторов образа жизни  среди  всех обусловливающих здоровье  воздействий  превышает  50  %.

    —  это исторически  сложившаяся совокупность характерных  черт деятельности  или  активности людей,  включающая  материальную  и  духовную  сферы  и  являющаяся  отражением  уровня  развития  производства,  культуры,  уровня  развития  общества  в  целом.  

Понятие  «образ жизни»  включает  различные  категории деятельности,  активности людей:

•  характер активности (интеллектуальная и физическая активность);

•  сферы  активности  (трудовая  и  внетрудовая  активность);

•  виды  или  формы  активности  (производственная,  социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность  в  быту).

Образ  жизни,  поведение  человека,  направленные  на  сохранение  здоровья,  называют  здоровым  образом  жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)  —  основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.

Это  понятие  включает  в  себя  все  элементы  деятельности,  направленной  на  охрану,  улучшение  и  укрепление  здоровья. Формирование  здорового  образа  жизни,  обеспечение  нормального  развития  человека  создает  предпосылки  для  устранения  угрозы  возникновения  патологических  процессов, способствует  сохранению  активной  деятельности  на  протяжении  всей  жизни  и  осознанию  человеком  собственной  индивидуальности  и  значимости.

Образ  жизни  может  оказывать  не  только  положительное, но  и  отрицательное  воздействие  на  здоровье  человека.  Факторы,  оказывающие  влияние  на здоровье,  могут  быть различными  в разные  возрастные  периоды.

К  ведущим  факторам  образа  жизни  взрослого  населения относятся:

•  уровень образования;

•  жизненная  позиция;

•  производственно-трудовая деятельность;

•  морально-психологический  климат на работе;

•  физическое  и  психологическое  состояние;

•  физическая  активность;

•  морально-психологическая  обстановка в  семье.

Среди  факторов  образа жизни детского  населения  выделяют:

•  акушерско-гинекологический  анамнез  матери;

•  возраст матери  при  рождении ребенка;

•  характер  вскармливания ребенка  (естественное,  искусственное);

•  психоэмоциональное  состояние  ребенка;

•  социальную  активность ребенка;

•  физическую  активность ребенка;

•  внутрисемейный  климат.

От  образа  жизни  следует  отличать  условия  жизни  — материальные  и  нематериальные  факторы,  воздействующие  на  образ жизни.  К условиям жизни,  оказывающим  влияние  на здоровье,  можно отнести  конкретные условия,  в  которых человек живет,  трудится,  отдыхает.  Это  то,  что  окружает  человека,  — демографические,  природные,  социально-экономические,  политические  условия  и  факторы,  уровень развития  здравоохранения.  Конкретному человеку трудно изменить существующие условия,  но он может определенным образом использовать их, реагировать на них,  приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.

Уровень здоровья определяют по нескольким критериям.

  • Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
  • Уровень функционального состояния основных систем организма;
  • Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
  • Уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;
  • Степень гармоничности физического развития.

Все  население  по  уровню  здоровья  может  быть  распределено  на  определенные  группы:

•  к  1-й  группе относятся  здоровые лица;

•  ко  2-й группе относятся практически здоровые,  имеющие факторы  риска;

•  к  3-й группе относятся  больные  в  стадии  компенсации;

•  к  4-й группе относятся  больные  в состоянии декомпенсации.

Помимо  сложной  социально-экономической  ситуации,  на  уровень здоровья  и  его  показатели  существенное  влияние  оказывают  и

•  несформированное у значительной части населения страны позитивное  отношение  к  своему  здоровью  и  здоровью окружающих  как  величайшей жизненной  ценности;

•  отсутствие  потребности  к  поддержанию  и  укреплению здоровья,  интереса  к здоровому образу жизни;

•  нежелание  нести  ответственность за свое здоровье и здоровье  окружающих;

•  сохраняющийся  высоким  уровень  алкоголизации  общества,  увеличивающееся  количество  людей,  подверженных  табакокурению  и  употреблению  наркотиков.

Такое  негативное  отношение  к собственному здоровью  характерно  для  людей  всех  возрастов,  однако  отрадным  можно считать  тот  факт,  что  у  школьников  8—17  лет  сохраняется определенный  уровень  потребности  в  знаниях  о  здоровье  и действиях  по  его  сохранению  и  укреплению.

В  старших  возрастных  группах  отношение  к  своему здоровью  формируется  на  основе  уже  сложившихся  жизненных стереотипов.  Так,  по  данным  ряда  авторов,  до  80  %  пенсионеров нерационально  по  отношению  к  своему  здоровью  тратят  освободившееся  от работы  время,  сохраняя  вредные  привычки,  часто  пренебрегая  советами  медицинских  работников,  занимаясь  самолечением,  вследствие  перегруженности решением  бытовых  проблем,  уходом  за  внукамиЭто приводит  к  усложнению  мероприятий  по  сохранению  и  поддержанию  здоровья.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р.  Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО  —  Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение /  С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО-  Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние — изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание — заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание — заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния — критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;

22) телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

23) клинические рекомендации — документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.

(п. 23 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 489-ФЗ)

2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(часть 2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный для вас ответ и записать его обозначение в бланк.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    — Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
    — Участвую в большинстве видов деятельности (4)
    — Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
    — Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
    — Живу и существую отдельно от нее (1)
    — Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
  2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    — Да, очень хотел бы перейти (1)
    — Скорее перешел бы, чем остался (2)
    — Не вижу никакой разницы (3)
    — Скорее всего остался бы в своей группе (4)
    — Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
    — Не знаю, трудно сказать (1)
  3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    — Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    — Хуже, чем в большинстве классов (1)
    — Не знаю, трудно сказать (1)
  4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    — Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    — Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    — Не знаю. (1)
  5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
    — Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    — Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    — Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация

Уровни групповой сплоченности

  15,1 баллов и выше – высокая;

  11,6 – 15 балла – выше средней;

  7- 11,5 – средняя;

  4 – 6,9 – ниже средней;

  4 и ниже – низкая.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Издательство Института Психотерапии. 2005. — 490 с. (C. 179-180)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГРУППЫ МЕТОДОМ

ВЗАИМНОГО ЦВЕТОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ

В качестве основного теоретического конструкта исследования мы приняли взаимоотношение. Вслед за Я.Л. Коломинским под взаимоотношениями мы понимаем «личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое

Нашей задачей, таким образом, было разработать или подыскать среди имеющихся, но не использующихся в групповом исследовании ту процедуру, которая операционализирует теоретический конструкт взаимоотношение. Это значит, что в эксперименте испытуемые должны выражать отношение друг к другу через некую субъективную шкалу, которая, в свою очередь, отражает их отношение к себе (Я-концепция) и символически выражает их потребности, степень их удовлетворенности, внутреннюю напряженность и т.п. Суммарный показатель, полученный этим способом, и будет отражать «температуру » взаимоотношений.

Процедура проведения ЦСМ2. В настоящий момент исследование проводится индивидуально. На первом этапе респондента просят проранжировать восемь цветов теста Люшера в порядке уменьшения предпочтения. На втором этапе, смешав цвета, просят оценить, какой цвет из лежащих перед ним больше подходит по характеру тому или иному человеку из заранее подготовленного списка группы. На третьем этапе респондента снова просят проранжировать цвета в порядке убывания предпочтения. Объектами оценки могут выступать не только люди. Мы используем пять обязательных объектов: «классный руководитель «, «мама «, «лучший друг «, «класс «, «настроение «; часто включаются фамилии других учителей и названия различных учебных предметов. «Сырой » протокол ЦСМ представляет собой квадратную матрицу взаимных цветовых оценок, диагональные клетки которой заполнены самооценками, и подматрицу оценок объектов. Учителя тоже

участвуют в опросе (т.е. оценивают цветами своих учеников, а ученики оценивают их), что позволяет понять степень эмоциональной и когнитивной интеграции учителей с классом. Следует особо подчеркнуть, что оценка цветом снимает этический барьер при оценке учеником учителя, давая возможность первому свободно выражать свое отношение. «Сырая » матрица цветовых оценок преобразуется в матрицу рангов, при этом используются индивидуальные ранжировки цветов во второй раскладке. Это соответствует упрощенному алгоритму обработки ЦТО, предложенному А.М. Эткиндом. Матрица ранжировки цветов по предпочтению содержит все данные, необходимые для дальнейшего анализа.

Метод включает специально разработанную компьютерную программу, автоматизирующую все вычисления, а процедура опроса не утомительна даже для маленьких детей (время опроса одного испытуемого — 57 минут). В настоящий момент мы находимся на этапе анализа данных, полученных на более чем 140 классах (в общей сложности более 3000 детей всех возрастных групп и их учителей).

Задача исследования конструктной валидности состояла в подтверждении следующих пяти гипотез, вытекающих из приведенных выше теоретических рассуждений:

1. Предпочтения цветов в тесте Люшера отражают характеристики Я-концепции (самоотношение) испытуемых.

2. Предпочтения цветов в тесте Люшера отражает «модель желаемого настоящего » испытуемых — как характеристику их потребностномотивационной сферы.

3. Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает как характеристики Я-концепции, так и отношение к значимому другому.

4. Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает степень удовлетворенности этим человеком.

5. Атрибуция цвета самому себе также отражает все перечисленные моменты, но уже как аспекты самоотношения.

Объем статьи позволяет только вкратце описать процедуру и результаты экспериментов. В первом исследовании (проведенном К. Андреевой) принимало участие 39 студентов IV курса психологического факультета СамГПУ. Для получения характеристик Я-концепции использовался 21шкальный ЛСД. В ходе исследования испытуемые получали инструкцию оценить по этим шкалам свою актуальную и идеальную самооценку, что впоследствии позволяло вычислить степень их удовлетворенности собой. До и после этого им предлагался тест Люшера со стандартной инструкцией. Кроме этого испытуемые должны были указать цвет, «на который похож их характер «. Результаты обрабатывались методом множественной линейной регрессии. В качестве независимых переменных использовались отдельные шкалы ЛСД (актуальная самооценка и разность между идеальной и актуальной самооценкой — удовлетворенность собой), а в качестве моделируемых (искомых, зависимых) переменных — ранги цветов теста Люшера в первой и второй раскладках.

Основной результат состоял в том, что все шестнадцать регрессионных моделей (для цветов первой и второй раскладок) позволили предсказать ранги соответствующих им цветов со 100 % вероятностью! Уровень значимости везде превышал р

Сходные результаты были получены и для ранга цвета во второй раскладке, который испытуемый атрибутировал самому себе ( «На какой цвет ты похож по характеру? «). На приведенной выборке шестиклассников он предсказывался с 85 % вероятностью, и со 100 % вероятностью — на выборке студентов. Таким образом, гипотезы 1, 2 и 5 полностью подтвердились: сама «линейка » (предпочтение цветов в тесте Люшера) детерминирована личностносмысловыми структурами испытуемых, отражает характеристики Я-концепции и «модель желаемого настоящего » в форме удовлетворенности/неудовлетворенности собой. Это же справедливо и для ранга первого цвета при самооценке.

персонажей: того, который анонимно представлял характеристики самого испытуемого по тесту 16PF Р. Кеттелла3, и того, который анонимно представлял его «альтерЭго «. Кроме этого испытуемые ранжировали этих персонажей по ЦТО. Регрессионные модели, построенные на основании актуальной самооценки и удовлетворенности собой испытуемых по ЛСД, позволили со 100 %ной вероятностью предсказать ранг первого цвета, атрибутированного обоим сконструированным персонажам. Модели, построенные на основании шкалирования по ЛСД «личности » искусственных персонажей, предсказывали с вероятностью 61 и 98 % ранг оценки «своего » персонажа и «альтерЭго » соответственно. Это значит, что ранг цвета при гетерооценке интегрированно отражает отношение к себе и к «значимому другому » и что на отношение к другому в большей степени влияет самоотношение.

Второе исследование (Л. Никаноровой) было проведено на 29 учениках VII классов, которые шкалировали своих одноклассников (в общей сложности 75 человек) по 21шкальному ЛСД ( «Каким ему видится он/она в настоящий момент, и каким он хотел бы его/ее видеть «) параллельно с проведением ЦТО по описанной выше схеме. Это позволило проверить, насколько тесно связан ранг первого атрибутируемого значимому другому цвета во второй раскладке с прямой оценкой и степенью удовлетворенности им. Построенная на основании актуальной гетерооценки и удовлетворенности значимым другим модель множественной линейной регрессии дала 52 %ное предсказание, что значимо на уровне р

В последнем исследовании (С. Неплох), проведенном в шести VIIIX классах от 22 учеников было получено в общей сложности 240 гетерооценок своих одноклассников по 9шкальному ЛСД, проведенному параллельно с ЦТО по описанной выше схеме. Основной целью исследования было установление семантики восьми цветов Люшера ( «цветовой портрет «4) в ситуации гетерооценки. Испытуемый должен был охарактеризовать каждого из своих одноклассников одним из восьми цветов. Обработка результатов состояла в том, что множество гетерооценок разбивалось на группы в соответствии с тем, какой ранг в ранжировке цветов по предпочтению занимал атрибутированный им респондентами цвет во второй раскладке. Значения факторов Оценка, Сила, Активность усреднялось для каждой группы. Эти данные графически представлены на диаграмме.

По вертикали отложены усредненные величины проекции объектов на оси факторов Оценка, Сила и Активность личностносемантического дифференциала в соответствии с рангом цвета во второй раскладке респондентов, которым характеризовался оцениваемый ученик. Например, если одноклассники оценивались цветом, занимавшим в ранжировке цветов респондентами первое место (ранг в раскладке=1), их усредненная оценка по факторам была такой: Оценка=1,15, Сила=0,6, Активность= 1,35. Диаграмма для фактора Оценка наиболее близка к диагонали, что говорит о близкой к линейной связи оценок по этому фактору с рангом атрибутированного цвета. Это подтверждают результаты корреляционного анализа.

Ранг цвета в раскладке по предпочтению коррелировал с факторами:

Оценка — r =0,595, Сила — r =0,27, Активность — r =0,22. Несмотря на то, что все коэффициенты корреляции значимы на уровне р

Далее из 22 респондентов были выделены две группы подростков, склонных оценивать одноклассников либо первыми, либо последними цветами в своих ранжировках цветов по предпочтению (т.е. первые другим «симпатизировали «, а вторые — нет). В первую группу вошло четыре ученика (средний ранг — 3,2 по 44 сделанным ими гетерооценкам), а во вторую — шесть учеников (средний ранг — 5,76 по 63 сделанным ими гетерооценкам). Проверка различий усредненных гетерооценок, сделанных учениками обеих групп, дало значимые результаты по tкритерию Стьюдента только по фактору Оценка (на уровне р

Таким образом, гипотезы 3 и 4 полностью подтвердились. Вместе с ними подтверждена и конструктная валидность процедуры взаимной цветовой оценки в группе. Цветосоциометрический статус, следовательно, отражает совокупную удовлетворенность данным членом группы, а сумма всех взаимооценок отражает удовлетворенность друг другом, уровень взаимной симпатии и, таким образом, эмоциональное состояние группы в целом. Вывод: процедура ЦСМ точно операционализирует теоретический конструкт «взаимоотношение «.

Конкурентная валидность. Конкурентная валидность определяется корреляцией результатов нашего теста с данными,

Корреляция показателей ЦСМ с 16факторным опросником Р. Кеттелла

В первом исследовании (М.Л. Меркуловой) участвовало 80 учеников: одного VI и двух VII классов, в среднем по 26 человек в каждом. Были использованы три социометрических критерия: «пригласить на день рождения » (рекреационный), «учиться в одном классе » (ведущая деятельность) и «выбрать в команду на викторину » (компетентность). Социометрический статус, вычисленный как сумма по всем трем критериям для каждого ученика, коррелировал с коэффициентом «предпочтение — отвержение » в ЦСМ на уровне р

Во втором исследовании (И.А. Никишиной) участвовало 154 ученика из шести X и XI классов двух общеобразовательных школ. Процедура состояла в параллельном обследовании с помощью ЦСМ и 16факторного личностного опросника Р. Кеттелла. Результаты обрабатывались с использованием метода ранговой корреляции Ч. Спирмена (табл. 1).

Все показатели корреляции значимы на уровне не менее р

Таким образом, можно говорить и о хорошей конкурентной валидности цветосоциометрического метода. Кроме этого, его можно рассматривать как дифференциальнопсихологический метод, поскольку его показатели соотнесены не только с социальнопсихологическими, но и с индивидуальнопсихологическими характеристиками членов группы.

Надежность ЦСМ. Надежность определялась как устойчивость показателей во времени при ретестировании спустя месяц с момента первого исследования (первый замер проводился в первой четверти, второй — во второй). В исследовании (Е.М. Микулицкой) участвовало пять классов: I, II, V, VIII и XI (в общей сложности 129 человек), что должно было отразить все возрастные параллели средней школы. Данные всех классов сводились в единую матрицу и обрабатывались как единый массив. Результаты ранговой корреляции между результатами первого и второго тестирования приведены в табл. 2.

Данные по ретестовой надежностии основных показателей ЦСМ

прогностической валидности ЦСМ, так и об устойчивости цветосоциометрического статуса и данных цветового теста Люшера. Поскольку это результат обработки совмещенных данных всех школьных классов, величина коэффициентов свидетельствует о высокой валидности ЦСМ вне зависимости от возраста исследуемых, о семантической стабильности психологического конструкта применительно к испытуемым в возрасте от 67 до 1617 лет, т.е. о применимости теста для лонгитюдных и срезовых исследований в этих возрастных границах.

Ознакомление с данными по стандартизации ЦСМ не входит в задачу данной статьи и будет уместно параллельно с изложением психологических закономерностей и возрастных тенденций в изменении показателей, что представляет отдельную тему для рассмотрения.

1. АлиЗаде А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений: Автореф. докт. дис. Баку, 1974.

2. Артемьева Е.Ю., Ковалев Г.А., Семилет Н.В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 120126.

3. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: Метод. рекомендация. Л., 1985.

4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994. № 1. С. 122126.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарьсправочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

6. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1995.

7. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. М., 1989.

8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое конструирование. Киев, 1994.

9. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.

10. Котаскова Я. Лонгитюдное исследование формирования личностных характеристик у детей // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 5156.

11. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1972.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

13. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

14. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В.Столина. М., 1987.

15. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1987.

16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

17. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Под ред. А.Ю. Гордина и Л.И. Новиковой. М., 1973.

18. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.

19. Сермягина О.С., Эткинд А.М. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 8085.

20. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

21. Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеренко В.М. Экспрессметодика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. А.А. Крылова и сотр. Вып. 11. Л., 1982. С. 5257.

22. Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активности мозга в терапии неврозов: Канд. дис. Л., 1980.

23. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1987. С. 221227.

24. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996.

Поступила в редакцию 27.X 1998 г.

2 Процедура описана применительно к школьному классу, но легко модифицируется для любой группы.

3 Во всех исследованиях применялся вариант опросника в адаптации института им. В.М. Бехтерева.

4 В настоящей статье не обсуждается.

5 Такой же коэффициент корреляции получен и по отдельной шкале «обаятельный — непривлекательный » ЛСД.

Оставьте комментарий