Превентивная психология: специфика и задачи

Здоровье 24.10.2020

Социальная необходимость превентивной психологии

В наше время в школе и неформальных молодёжных сообществах довольно часто можно наблюдать примеры асоциального поведения подростков, несущие негативную окраску и желание любой ценой установить доминирование над другими членами группы в собственных целях. Вместе с тем, подобные действия нельзя квалифицировать как преступление. Такие антиобщественные проявления принято называть делинквентным поведением.

Превентивная психология

Педагоги и криминологи подчёркивают: отклонения от принятых норм общения в подростковой среде, в большинстве случаев, ведут к дальнейшей социальной дезадаптации со всеми вытекающими последствиями – от бытового насилия до уголовных правонарушений. Нередко подавленные подростки, не имея представления о своём месте в обществе, впадают в депрессию или пытаются разом покончить со всеми проблемами, прибегнув к суициду.

Превентивная психология

В девяностые годы в педагогике наметилась новая тенденция: отказаться от социального контроля, который базируется на наказании, в пользу регулирования общественных отношений на основе принципов гуманизма. Так появилась превентивная психология, основными задачами которой стали глубокое изучение и нейтрализация первопричин девиантного поведения, а также коррекция взаимоотношений и реабилитация подростка в социуме с учётом культурных и этнических традиций. Сразу необходимо сделать оговорку: данное направление не предполагает работу с лицами, страдающими острыми психическими заболеваниями, – это прерогатива психиатрии.

Превентивная психология

Сегодня превентивная психология рассматривается как наука о преодолении ювенального девиантного поведения, связанного с издержками воспитания, ранними психологическими травмами и негативным влиянием асоциальных элементов. Специалисты осуществляют социальный контроль, путём изучения опасных отклонений поведения в молодёжной среде, противоречащих общественной морали и нравственно-правовым нормам. Профессиональный психолог никогда не работает в одиночку. Имея дело со сложными подростками, он вынужден сотрудничать с педагогами, медиками, представителями соцслужб и правоохранительных органов. 

Главной прикладной задачей превентивной психологии является поиск и разработка эффективных методов, препятствующих развитию криминогенных наклонностей детей и подростков. За сравнительно небольшой период молодая наука пополнилась теоретическими и практическими наработками организационно-правового характера, которые служат своевременному выявлению поведенческих отклонений и формирования негативных свойств личности.

Направления профилактической работы

Поскольку общество глубоко заинтересовано в предотвращении правонарушений, на государственном уровне для реализации задач превентивной психологии разрабатываются два основных направления: кадровое и организационное. Очень важно подготовить необходимое количество профессионалов-практиков, которые будут оказывать педагогическую и социальную помощь семьям с детьми с отклоняющимся поведением, работать в инспекциях по делам несовершеннолетних, учреждениях здравоохранения и народного образования, предоставляя практическую поддержку в вопросах социализации молодёжи.

Наряду с подготовкой специалистов необходимо развивать сеть организаций, которые должны взять на себя консультационные, реабилитационные, социальные и досуговые функции, для своевременного оказания психологической помощи подросткам и молодым семьям.

Работа превентивного психолога с группами риска

Пребывание ребёнка в неблагополучной семье, его невольное присутствие в криминальной среде, употребление наркотических веществ неминуемо приводят к тому, что подросток регулярно переживает душевные травмы и стрессовые ситуации, вызывающие перекосы в процессе формирования личности и дальнейшей социальной адаптации. 

Подсознательно копируя негативное поведение старших членов семьи и друзей с такими же незрелыми взглядами на жизнь, подросток не может самостоятельно выработать у себя правильные в социальном плане реакции. Со временем он становится неприспособленным для пребывания в открытой доброжелательной среде, чувствуя себя чужим, поскольку в этом возрасте молодой человек отлично понимает, что из-за отсутствия элементарной поддержки родных или опекунов он не получил должного воспитания и образования.

Естественно, психолог не в состоянии изменить близкое окружение молодого человека, но в процессе работы, после всестороннего психологического тестирования он имеет возможность повлиять на подростка таким образом, что будет дана правильная, объективная оценка возникшей ситуации с пересмотром жизненных приоритетов. По большому счёту, профессионал, становится наставником, корректирующим отсутствие установок “хорошо-плохо”, которые изначально не привили родители и воспитатели, но сделает это так, что подросток сам придёт к правильным выводам и даст верную оценку пребыванию в группах риска, оставив психологические травмы в прошлом.

Превентивная психология

Постепенно к кропотливому процессу коррекции подключается реабилитация подростка в социуме, в ходе которой молодой человек приобретает навыки преодоления текущих проблем и жизненных трудностей. Огромную роль в социализации играют внешкольные структуры: кружки, студии, спортивные секции. О полной социальной адаптации можно говорить лишь после достижения устойчивых позитивных поведенческих реакций, что служит показателем эффективности работы психолога.

Одной из самых действенных мер профилактики, закреплённых Федеральным законом, является социально-психологическое тестирование, проводимое параллельно с профилактическими медицинскими осмотрами и позволяющее своевременно предотвратить устойчивое изменение поведения среди молодых людей, склонных к употреблению алкоголя и наркотических веществ. 

Порядок проведения тестирования в общеобразовательных школах, специальных и высших учебных заведениях определяется приказом Министерства образования и науки РФ. Во время процедуры тестирования учащихся в качестве наблюдателей могут присутствовать члены родительского комитета и попечители учебного заведения.

Заключение 

Значение превентивной психологии в становлении личности чрезвычайно огромно. Специалисты, занятые в этой сфере, призваны уберечь подрастающее поколение от разрушительного влияния асоциальных элементов и криминальной среды, сохранить целостность и социальное здоровье общества.

2 комментария к “Превентивная психология: специфика и задачи”

  1. Совершенно случайно ознакомилась с этой статьей и не могу согласиться с ее автором. Как педагог с сорокалетним стажем, просто уверена в необходимости системы наказаний. Последнее время подростки просто садятся на голову, и эта вседозволенность теперь называется “свободой выражения личности”. По моему убеждению, зрелая личность вырастает в результате воспитания, а не при отсутствии оного.

    Ответить
    • Уважаемая коллега, Вы еще вспомните Макаренко и заставьте школьников ходить строем. Тогда наши учебные заведения ничем не будут отличаться от исправительных колоний.

      Ответить

Оставьте комментарий