Общеизвестно, что в разных профессиях существуют свои специфические выражения, и целые обороты. Часто, на взгляд непосвященного, звучит это, иной раз, суеверно. А в результате употребления на протяжении многих лет или даже веков, они становятся идиомами, то есть — устойчивыми выражениями. Это относится и к пожеланию «семи футов под килем», у моряков. Что оно значит, когда оно возникло и в каких случаях используется – разберемся ниже.
В чем суть выражения «семь футов под килем»
Возьмем толковый словарь С. И. Ожегова. В нем читаем, что данное выражение сугубо флотское и означает – напутствие к благополучному плаванию. Что на флоте считается немаловажным, учитывая непредсказуемый характер моря, с его штормами и тайфунами. Часто эти явления природы способны запрашивать с моряков очень высокую цену – жизнь экипажа и корабля.
Одна из версий происхождения данного выражения
Версий происхождения этого выражения существует много. Мы же вновь откроем толковый словарь. Где узнаем, что фут является мерой длины. Причем англичане пользуются футом до сих пор. Пользовались им и в России, пока не перешли на метрическую систему мер.
Остался фут, как мера, и на флоте. Он равен – 30 см и 48 мм. Теперь о том, что такое киль. Киль — основа корпуса корабля. Раньше это был деревянный брус, к которому крепились поперечные шпангоуты. С носа киль переходил в форштевень, с кормы оканчивался рулем. В парусном флоте хождение по морям было очень опасным занятием и полностью зависело от направления и силы ветра.
Это заставляло капитанов придерживать судно ближе к берегам. Но здесь возникала иная смертельная для экипажа опасность – мели и рифы. Благо, что осадка тех судов была примерно два метра. А значит, и под килем должно было быть, для безопасного плаванья, не менее двух метров. То есть – эти же самые семь футов.
Аналогичные выражения
Выражение пожелания «семи футов под килем» не единственное у моряков, когда они уходят в море. Есть еще и такое – «попутного ветра!» Что тоже имеет свои корни во временах парусников. И тоже применяется достаточно часто в наше время. Конечно же, оно выражает ту же заботу о благополучии членов экипажа. Кроме этого к устоявшимся оборотам пожелания беспрепятственного пути относятся: «в добрый путь!», «счастливой дороги!» и многие другие.
Когда употребляются крылатые выражения
Ответ на данный вопрос лежит на поверхности, но все же повторимся. Хождение по морям, или как говорят гражданские – плаванье – несет в себе немалые и серьезные опасности. На морских путях их очень много. Это свирепые шторма, жуткая качка, острые рифы и коварные мели.Поэтому пожелание «семи футов под килем» никогда не теряет своей популярности. Оно часто употребляется в книгах на морскую тематику.
Средства массовой информации так же используют это крылатое выражение в комментариях и очерках. Интернет не желает отставать и, данное выражение мы часто слышим из уст блоггеров, не понаслышке знакомых с морем.
Однако не только в сфере связанной с морем употребляется выражение «семь футов под килем». Даже в обычной жизни, чтобы пожелать благополучной поездки, допустим просто на дачу, тоже с удовольствием употребляют этот флотский оборот. И мы со своей стороны, в окончании статьи, пожелаем читателем всегда по жизни – не менее семи футов!
Да это крылатое выражение используется не только на флоте, но и в обыденной жизни в глубинке нашей страны, а это значит что это уже народное выражение. А о истинном происхождении мне кажется наиболее правдивой версия о прибрежной зоне и прохождении рифов и мелей …
Одно уточнение — UK уже перешли на метрическую систему мер, кроме денежных единиц. А вот
США до сих пор используют дюймы, футы, гааллоны и прочие архаизмы.
С кормы парусное судно имело ахтерштевень — вартикальный брус, к которому навешивался баллер ( ось руля). Корма же имела глухо зашитое окончание — транец.
» Благо, что осадка тех судов была примерно два метра. А значит, и под килем должно было быть, для безопасного плаванья, не менее двух метров.», что-то звучит бредово. А если будет полтора метра, что, не поплывёт? Поплывёт если даже один фут будет под килем! так почему именно 7футов?
С учётом волны. Обычно 2 метра достаточно.
Для каждого проекта корабля безопасная глубина под килем разная. В условиях шторма на клёвой качке при движении против волны носовая часть корабля может заглубляться на 8-12 метров от ватерлинии. А корма оголяется так, что винты хлопают над поверхностью воды. Вот и судите сами, сколько кому пожелать футов под килем. Для кораблей того времени, когда появилось выражение, 7 футов было достаточно для безопасного плавания. Корабли поменялись, а люди сохранили доброе пожелание. И я желаю всем, кто сейчас это читает, здоровья и «семь футов под килем»!
На самом деле все не так)
Самый средний рост человека 170 см
Это 5 футов 6 дюймов
В среднем на флот отбирали высоких от 180см роста = 6 дюймов
При гибели / смерти членов экипажа во время плавания принято было предавать тело морской воде. Труп заматывали в саван и к ногам привязывали ядро(другой груз)
Спустя несколько дней труп вздувался из-за газов и всплывал, но на дне его удерживали ядра( груз) привязанные к ногам усопшего. Таким образом труп до разложения болтался на дне вертикально. Считалось самым большим несчатьем в море зацепить судном усопших, оторвать их «якоря» и , если они всплывут, то у команды начнется страх и паника, поползут суеверия. 7 футов — это 2,13 метра, расстояние от киля позволяющее пройти судну не зацепив усопших моряков болтающихся как водоросли на дне.
Несмотря на картинки и прочее вдруг в тексте встречается фраза — » фут равен 30 см и 48 мм»!!!🤣😂🤣 Ну вы даёте, ребята! Не путайте людей — 30,48см это никак не 30 см и 48мм😁 С математикой беда…